Логопед
Деятельность по логопедическому сопровождению
Календарно-тематическое планирование логопедической работы по коррекции смешанной дисграфии (на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на основе нарушения фонемного распознавания) 2 класс (скачать)
Календарно-тематическое планирование логопедической работы по коррекции смешанной дисграфии (2 год обучения) 3 класс (скачать)
Поурочный годовой план работы с учащимися 6 класса с диагнозом "дизорфография" (скачать)
Поурочный годовой план работы с учащимися 1 класса с ОНР (скачать)
Поурочный годовой план работы с учащимися 5 класса с диагнозом "дизорфография" (скачать)
Программа логопедического сопровождения учащихся с нарушением устной и письменной речи 1 - 7 класс (скачать)
ГРАФИК работы логопедического кабинета (скачать)
План работы учителя-логопеда (скачать)
Методические материалы
Ребусы для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Формирование учебных навыков на логопедических занятиях. Модульное обучение.
Конспекты
Конспект логопедического занятия "Антонимы. Фразеологизмы-антонимы"
Состав слова (конспект логопедического занятия с использованием ИКТ)
Логопедические технологии
Научно-практический семинар "Логопедические технологии"
Кинезиология на логопедических занятиях
Целесообразность использования ИКТ на логопедических занятиях
Диагностика
Теоретический материал
Минимальные мозговые дисфункции.
Система коррекционно-педагогической работы с детьми при дизартрии.
Приоритетными направлениями логопедической деятельности являются:
- Изучение, апробирование и адаптация к условиям школы-интерната новых диагностических технологий, позволяющих более точно и глубоко проанализировать имеющиеся отклонения от речевой нормы у разных категорий детей с ОВЗ;
- Разработка в рамках Федерального проекта «Школа здоровья» здоровьесберегающих технологий, позволяющих сохранить хорошее самочувствие детей;
- Оптимизация коррекционно-развивающего процесса с помощью ИКТ;
- Применение модульного обучения на логопедических занятиях;
- Аналитическая деятельность.
Изучение, апробирование и адаптация к условиям школы-интерната новых диагностических технологий.
Цель: разработка диагностических программ, позволяющих более точно дифференцировать нарушения устной и письменной речи у младших школьников и подростков с различными сопутствующими диагнозами (педагогическая запущенность, ММД, СДВГ, ЗПР и т.д.).
Актуальность данного направления работы заключается в том, что за последние 5 лет увеличилось количество детей, поступающих в школу-интернат, с различными нарушениями речи, имеющими вторичный характер. Первичными дефектами в большинстве случаев являются педагогическая и социально-бытовая запущенность, ЗПР, разнообразные нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д
Разработка здоровьесберегающих технологий
в рамках Федерального проекта «Школа здоровья».
Цель: оздоровление детей на логопедических занятиях.
Актуальность этого направления работы состоит в том, что по данным диспансеризации количество детей с различными хроническими заболеваниями в школе-интернате составляет примерно 50% и для такой категории воспитанников необходим щадящий режим обучения. Разработка здоровьесберегающих технологий позволяет также остальным детям сохранить хорошее самочувствие и не утратить своё здоровье за время обучения в школе. Применение здоровьесберегающих технологий необходимо для того, чтобы ребёнок получил полноценную коррекционную помощь.
Оптимизация коррекционно-развивающего процесса с помощью ИКТ
Цель: оптимизация коррекционно-развивающего процесса; развитие зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
Актуальность: использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо широко использовать в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работе информационно-коммуникативные технологии как одно из средств оптимизации процесса коррекции речи.
Применение модульного обучения на логопедических занятиях
Цель: преодоление учебных затруднений у детей с нарушениями речи путём формирования и развития навыков учебной деятельности.
Актуальность: по данным психологических исследований в последнее время отмечается рост количества детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
Модульное обучение, предлагаемое группой логопедов-практиков из Санкт-Петербурга (Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д., Иванова Т.А., Иванова О.В., Конюхова Е.В.), позволяет преодолеть учебные затруднения путём формирования и развития навыков учебной деятельности. Эта программа включает в себя 6 модулей:
- Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию;
- Умение планировать действия по выполнению задания;
- Умение осуществлять итоговый самоконтроль;
- Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности;
- Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности;
- Умение общаться в учебной ситуации.
Аналитическая деятельность
Цель: выявление динамики речевого развития детей, отслеживание эффективности применяемых логопедических технологий.
Актуальность: отслеживание динамики речевого развития детей, посещающих логопедические занятия, необходимо для того, чтобы сделать вывод об эффективности использования тех или иных коррекционно-развивающих технологий и целесообразности их применения в логопедической практике.
Работа логопеда в школе состоит из трёх основных блоков:
1. диагностика;
2. коррекционно-развивающая деятельность;
3. аналитическая деятельность .
Диагностика.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая, а также по мере поступления детей в школу, по запросам педагогов, а также для предоставления документации на школьные консилиумы и областную ПМПК.
Анализ результатов логопедического обследования за последние 5 лет показал, что почти 80% детей, обучающихся в начальной школе, имеют то или иное нарушение речи . Речь—сложная система и состоит из следующих компонентов:
1. связная речь;
2. грамматический строй;
3. словарь;
4. звукопроизношение;
5. фонематический слух.
В зависимости от нарушенных компонентов речевой системы ставится логопедический диагноз. Если нарушены все—ОНР (общее недоразвитие речи). Если нарушены связная речь, грамматический строй и словарь, то ЛГН (лексико-грамматическое недоразвитие). Нарушение фонематического слуха и звукопроизношения предполагает ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). В нашей школе за последние 5 лет около 80% детей, обучающихся в начальных классах, имеют диагнозы ОНР и ЛГН, что свидетельствует о системном недоразвитии всех компонентов речевой системы .
В настоящее время логопедическая диагностика проводится на основе нейропсихологических методов, разработанных Фотековой и Ахутиной и адаптированных мною к условиям школы. Данная методика позволяет вычертить речевой профиль ребёнка, где хорошо видны все нарушенные компоненты речевой системы и сравнить их с нормой. Это позволяет более точно составлять индивидуальную коррекционно-развивающую программу и способствует наибольшей эффективности логопедической работы.
Коррекция.
Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе следующих принципов:
1. патогенетический принцип (он предполагает коррекцию тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование процесса чтения и письма. Например, механизмом оптической дислексии и дисграфии является несформированность зрительно-пространственных функций. Следовательно, коррекционная работа в первую очередь направлена на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, зрительно-пространственной ориентации);
2. принцип учёта «зоны ближайшего развития» (коррекция осуществляется постепенно, на том уровне, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога);
3. принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональных систем, на различные анализаторы (в основе этого принципа лежит представление о речи, как сложной функциональной системе. На ранних этапах онтогенеза функция осуществляется с участием различных анализаторов. Например, при недоразвитии дифференциации фонем первоначально осуществляется опора на зрительное восприятие артикуляции, кинестетическое различение при произношении звуков, на слуховые образы дифференцируемых звуков);
4. принцип опоры на сохранное звено нарушенной психической функции (связан с предыдущим принципом и предполагает при формировании дифференциации фонем опираться на сохранные функции. Например, при нарушении кинестетической функции при коррекции следует опираться на зрительные и слуховые афферентации и т.д.);
5. принцип учёта психологической структуры процесса чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности (процессы письма и чтения представляют собой сложную многоуровневую деятельность. У детей с дисграфией обнаруживается различный механизм дезорганизации этой деятельности. В процессе логопедической работы необходимо довести до автоматизма все нарушенные операции и вводить их в целостную речевую систему);
6. принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма (при одном и том же речевом нарушении уровень недоразвития тех или иных функций может быть различной. В связи с этим направления логопедической работы дифференцируются);
7. принцип комплексности (дисграфия и дислексия не являются изолированными нарушениями и тесно связаны с нарушениями устной речи. Следовательно логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений);
8. принцип системности (предполагает формирование речи в единстве всех её компонентов);
9. принцип деятельностного подхода (речь рассматривается как деятельность, включающая большое количество операций. Ставится задача формирования нарушенных операций этой деятельности и формирование целостной структуры речи);
10.принцип поэтапного формирования психических функций (вначале обучения та или иная операция осуществляется с опорой на развёрнутые внешние действия, которые со временем автоматизируются и постепенно переводятся во внутренний план, т.е. интериоризируются);
11.онтогенетический принцип (учёт этапов и последовательности формирования того или иного компонента речевой системы в норме. Например, при коррекции аграмматической дисграфии учитывается последовательность формирования словоизменения в онтогенезе: дифференциация ед. и мн.ч. И.п. сущ., закрепление форм В.п., далее Т.п., Р.п., Д.п. без предлогов, в дальнейшем уточняются предложно-падежные конструкции).
Логопедические занятия проводятся в разных формах: индивидуально, фронтально, с подгруппой. Частотность занятий определяется тяжестью речевого недоразвития и может быть от 1 до 3 раз в неделю.
Учитывая тот факт, что логопедическая работа проводится во вторую половину дня, коррекционные занятия в основном проходят в игровой форме, чтобы избежать переутомления детей.